Непримиримая позиция Таджикистана по талибам совпадает с одной из линий Кремля по Афганистану.

««Талибан» пришел к власти в Афганистане всерьез и надолго. Поэтому со стороны Душанбе было бы неплохо немного снизить накал непримиримой риторики», – заявил старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин в интервью StanRadar.com. 

StanRadar.com: Вы говорили, что Таджикистан «демонстрируя жесткую позицию по Афганистану может втянуть Россию» в новый конфликт с правительством талибов. По каким признакам мы увидим реализацию этого негативного сценария?

– Главным признаком будет дальнейшая бескомпромиссная позиция Таджикистана по Афганистану, вне зависимости от происходящего в стране. То есть в Кабуле утвердили временное правительство, страны Центральной Азии пытаются налаживать диалог с талибами.

В Кабул отправилась делегация из Кыргызстана во главе с заместителем председателя Совбеза Таалатбеком Масадыковым. Посол Казахстана в Афганистане Алимхан Есенгельдиев встретился с главой МИД нового правительства «Талибана». Ташкент заявляет о готовности «вести диалог с новыми государственными органами Афганистана». А Таджикистан продолжает вести конфронтационную линию.

Все понимают, что «Талибан» пришел к власти в Афганистане всерьез и надолго. При всех внешних возможностях сильно изменить ситуацию в стране едва ли получится. Поэтому со стороны Душанбе, даже если и не должны поступать какие-то смягчающие сигналы, то немного снизить накал непримиримой риторики было бы неплохо.

По итогам Саммитов ОДКБ и ШОС Таджикистан продолжает демонстрировать жесткость в отношении правительства талибов в Кабуле. Посмотрим, как Душанбе отреагирует на обвинения Кабула «во вмешательстве во внутренние дела Афганистана».

Это предупреждение. Талибы обозначают «красную линию» для Таджикистана. Будет ли она услышана в Душанбе и будет ли принята к сведению в качестве сигнала для пересмотра отношений – мы узнаем в ближайшее время. Пока никаких сигналов из Душанбе нет.    

StanRadar.com: Как будет реагировать Москва в случае обострения отношений по линии Кабул – Душанбе? Ведь Таджикистан остается союзником России по ОДКБ и ШОС.

– Позиция России по Афганистану, грубо говоря, состоит из двух основных треков. Первый, условный трек – это линия российского посла в Афганистане Замира Кабулова и МИДа России. Она нацелена на формирование канала связи с «Талибаном» и, со временем, их признания.

Вторая условная линия – позиция Сергея Шойгу и Минобороны России, которая на нынешнем этапе совпадает с линией Таджикистана. В распоряжение Таджикистана передаются современные образцы вооружения, укрепляются границы и российская военная база на территории Таджикистана, проводятся совместные военные учения и так далее.

Ситуация несет в себе определенный риск. Если условная «линия Кабулова» позволит выстроить отношения с «Талибаном» и создать более-менее устойчивые и долгосрочные отношения с правительством в Кабуле, то условная «линия Шойгу» останется резервной без серьезного подчеркивания. В такой ситуации непримиримая позиция Таджикистана будет создавать дополнительные очаги напряжения.

И то, что Россия каким-то образом будет действовать в рамках второго трека, негативно скажется на первом.

При этом я не уверен, что Таджикистан готов идти на полноценную конфронтацию с Афганистаном. Одно дело – использовать резкие формулировки на уровне риторики, и совсем другое выступать за открытое противостояние.

Странам региона никуда друг от друга не деться, отношения с соседями придется налаживать в любом случае.

Источник: Stan Radar