Если бы кто-нибудь спросил у знающего Свати некоторые основные факты о царстве Сват (Савад-Габр), существовавшем с 1190 по 1520 год, он, скорее всего, ответил бы следующее:

КРЕПОСТИ И ЗАМКИ СВАТИ:

1 – Манглавар, расположенный в центральной части долины Сват.

2 – Крепость Габар Кот в Баджауре.

3 – Форт Хисари Бегам в селе Джалала Марданского района.

4 – Форт Хисари Бахлол, в Сари Бахлол, Мардан.

5 – Лахорский форт в Даррае Нихаг, реж.

6 – Форт Хисари Хаштнагар, недалеко от Умарзая, округ Чарсадда. (Говорят, что этот форт был виден из Пешавара в ясный день до британского правления.)

[ИСТОЧНИК: Книги Сейида Али Хамадани, Рехматхана Бареча, майора Раверти]

ОФИЦИАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ В ПАХЛИ-САВАД-ГАБРЕ был фарси [как видно из писем и переписки султанов Свати, чиновников и Сайида Али Хамадани]. Королевский клан Свати говорил на древней форме доисламского дари, называемой ГАБРИ.

Различные племена общины Свати, проживающие в настоящее время в Мансехре, Пакистан, очень разборчивы в отношении своей этнической принадлежности и с этой целью тщательно сохраняют свое происхождение, даже если они не используют свой родной язык и большую часть своей таджикской идентичности.

Очень немногие из них вернулись на свои исконные родные места в долине Сват и в других местах за рекой Синд за последние 500 лет с тех пор, как нас постигла катастрофа, и наш народ был изгнан из своих исконных и законных мест обитания. Есть некоторые, кто остался и решил потерять свою идентичность.

Автор: Ариф Хасан Ахундзада, аналитик

https://sangar.info/ru/t/i/pakistanskij-svati-tadzhik-v-poiskakh-utrachennoj-identichnosti