Исламабад не может воевать на два фронта, он должен либо изменить курс, либо быть уничтоженным.

Автор: Абдунасер Нурзад, исследователь национальной безопасности и геополитики

Дуга страха и беспокойства окружила круг стратегий Пакистана в Афганистане и поставила политику страны перед множеством проблем, единственным результатом которых является напряженная политическая атмосфера, обанкротившаяся экономика и неразбериха с безопасностью.

На этот раз Пакистану предстоит решить, спастись от уничтожения или утонуть в трясине своих самодельных кровавых игр. Точно так же представляется, что кровавые глубины кровавой стратегии, кошмары которой годами омрачали напряженную политическую атмосферу Афганистана, теперь медленно сказываются на самом Пакистане.

Похоже, что Пакистан теперь застрял в круге, который он очертил для контроля над Афганистаном, потому что эта стратегия больше не совместима с региональной и глобальной повесткой дня и движется только в направлении обеспечения стратегических интересов и безопасности Пакистана и соперничества с Индией. С этой точки зрения ни США, ни Великобритания, ни азиатские союзники не оценивают действия Пакистана в этой сфере, поскольку пришли к пониманию того, что в этой игре выигрывает только Пакистан.

С другой стороны, поскольку Пакистан всегда всех удивляет двусторонней игрой, у него иногда возникают проблемы с США, а иногда и с их азиатскими союзниками. Теперь продолжать эту политику уже не в чьих-либо интересах, и единственный путь, оставшийся для Пакистана, — это либо изменить стратегию, что будет означать его смерть, либо идти в ногу с международными повестками дня, которые противоречат жизненно важной стратегии выживания и сохранения Пакистана. .

Пакистан считался ведущим игроком после падения республики и источником перемен в регионе, но сегодняшние реалии — это нечто большее, чем такой анализ. Пакистан находится в опасном треугольнике, в бездне разрушения, и не исключено, что этот треугольник задушит его в среднесрочной перспективе. Однако эта страна со своей милитаристской политикой упорно продолжает проводить политику конфронтации, чтобы противостоять Индии в регионе. И это тяжелое и непосильное бремя для политической системы, системы безопасности и экономики этой страны.

В данном случае единственный капитал страны в регионе является орудием терроризма и религиозного экстремизма, послужившим ядерным оружием в сфере региональной конкуренции. Теперь этот инструмент вышел из-под контроля Пакистана, и Исламабад не может вести войну одновременно на двух фронтах, учитывая внутренние проблемы, преследующие его в политической, экономической областях и сфере безопасности. Это приведет к тому, что дуга нестабильности в географии Пакистана расширится и повернет игру против его интересов в следующих уравнениях распределения власти и безопасности.

Странная поездка министра обороны Пакистана Хаджи Мохаммада Асифа, генерала Надима Анджума, главы ISI, и других сотрудников пакистанской разведки и безопасности в Афганистан произошла не при обычных обстоятельствах. В настоящее время Пакистан находится в тревожной ситуации, и никаких признаков коренных изменений в экономических перспективах страны не наблюдается. Речь идет не только о внешнем долге, но и о внутреннем долге, который поставил страну на грань банкротства. Пакистан сейчас входит в число наиболее уязвимых стран. Инфляция в этой стране достигла своего пика, и способность страны открывать аккредитивы серьезно повлияла на производство отрасли. Многие производственные подразделения закрыты или частично функционируют. В разгар политической нестабильности и экономического кризиса возвращение терроризма в Пакистан усугубило проблемы безопасности страны. Последняя волна терроризма прокатилась по столице и представляет собой возрождение нелегальной боевой сети, действующей из-за границы.

Если проанализировать поездку сотрудников службы безопасности и разведки этой страны в Афганистан, то окажется, что эта поездка не была обычной поездкой. Это нужно было делать в особых условиях и под бременем непосредственного принуждения. Потому что такие поездки происходят в присутствии сотрудников пакистанской службы безопасности и разведки в то время, когда эта страна сталкивается с проблемами, угрожающими ее национальным интересам и безопасности. Пакистан больше не может уклоняться от своих обязательств и последствий игры, в которую он играл с другими великими державами на протяжении последних четырех десятилетий. Например, наличие в регионе баз террористов, сетей наркоторговли и торговли оружием, автономных племенных территорий, а также поддержка массового роста религиозного терроризма (тысячи школ в Пакистане) осложняют положение политической и силовой системы этого страну и сделал ее неуправляемой. Пакистан не в состоянии обуздать проблемы безопасности, политические и экономические вызовы, а также не может контролировать и держать под своим контролем приграничные группировки, находящиеся под его защитой. Прекрасным примером этого является приход к власти талибов в Афганистане, которые не подчиняются Пакистану и стали источником вдохновения для других джихадистских террористических группировок, восставших против системы и правительства Пакистана.

Но если конкретно рассматривать аспекты визита пакистанских официальных лиц в Кабул, то эту поездку можно оценить как результат нескольких реалий:

Во-первых, Пакистан глубоко обеспокоен участившимися в последние месяцы нападениями на его военные и гражданские объекты. Терроризм, который сам Пакистан поощрял в течение многих лет, теперь вышел из-под контроля. Эти нападения происходят в то время, когда их внимание сместилось с Пакистана на Афганистан. Теперь Пакистан хочет повлиять на афганских талибов, чтобы заставить пакистанских талибов заключить сделку и предотвратить использование пакистанских талибов или ТТП и групп белуджей, состоящих в стратегическом союзе против Пакистана и его правительства, в интересах Индии. Поездка может стать сигналом для талибов в Афганистане, которые должны заставить пакистанских талибов и другие связанные с ними группировки заключить перемирие с пакистанской армией. Сейчас афганские талибы находятся на распутье и между двумя жерновами. Это не первый раз, когда афганские талибы оказались в такой сложной ситуации, но в прошлом они также оказывались в такой ситуации против требований Китая действовать против уйгуров, которые являются противниками китайского правительства. Теперь давайте посмотрим, может ли результат этой поездки быть эффективным в поддержании стабильности и уменьшении нападений на Пакистан или нет.

Во-вторых, отсутствие интереса талибов к политике пакистанского руководства в последние месяцы сильно беспокоит Пакистан и свидетельствует об опасениях Исламабада, что Индия может утвердить свои позиции в Афганистане, находящемся под контролем талибов. Особенно политические группы талибов, такие как группа муллы Барадара-муллы Якуба, более склонны к сближению с Индией, и, поскольку они разочарованы и устали от политики Пакистана по поддержке сети Хаккани для сохранения богатства и власти, они ищут альтернативу. Пакистанцы опасаются, что в случае резкого изменения ситуации, сближения и вовлечения Индии во взаимодействия и вопросы, связанные с Афганистаном, исключительная роль Пакистана в афганском вопросе снизится. Это беспокойство усиливается, когда Пакистан без колебаний поддерживает одну группу и игнорирует другие группы талибов;

В-третьих, еще одна весьма вероятная проблема, которая, возможно, привела руководителей пакистанских силовых структур в Афганистан, — это проблема нарастания разногласий среди талибов. Разделение этой группы на три фракции, такие как сеть Хаккани, группа муллы Якуба Муллы Барадара и группа муллы Хайбатуллы, лидера группы талибов, облегчит этой группе выход из-под контроля Пакистана и даст Индии и другим соперникам время конкурировать с ним в талибанском Афганистане. Разногласия между различными фракциями Талибана даже привели к тому, что эта группа оказалась на перепутье управления и сохранения власти и неспособна сделать что-либо для поддержки региональных планов Пакистана. Этот вопрос очень беспокоит политику Исламабада и ISI и может разрушить все достижения этой страны в Афганистане;

В-четвертых, разногласия среди талибов могут привести к краху основ их правления. Это не является желанием и удовлетворением Пакистана, и он никоим образом не хочет, чтобы талибы были отстранены от власти. Потому что отсутствие на этот раз афганских талибов у власти будет означать их уничтожение на политической и военной арене. Хотя признаков победы талибов на политической арене нет, и группировка не смогла добиться прогресса в обретении международной легитимности и признании своего режима, усилия и надежды Пакистана заключаются в том, чтобы использовать все возможные средства для достижения этого. Поскольку это результат 40-летней политики Пакистана, и их претворение в жизнь является важной причиной, ведущей к возрождению Пакистана;

В-пятых, стычки на границе между пакистанскими военными и талибами за последние несколько месяцев вызывают обеспокоенность Пакистана. С одной стороны, это ставит под сомнение политический и национальный престиж Пакистана в глазах соперников в сфере региональной конкуренции, а с другой стороны, наносит непоправимый ущерб объему пакистанской торговли, конечной целью которой является это Средняя Азия и рынки самого Афганистана.

Таким образом, эта поездка считается необходимой в разгар этой беспрецедентной и огромной волны политической нестабильности, волнений в сфере безопасности и экономического банкротства, которая захлестнула Пакистан. А власти Пакистана должны признать и выразить свою озабоченность афганским талибам, которые должны принять меры и помочь в решении их проблем. Отсюда они отправились в Кабул.

Результаты и детали этой поездки могут быть известны позже и ее влияние на ситуацию в Афганистане можно будет наблюдать в будущем, и это поспешный анализ, который можно сделать из этой поездки и текущих событий в регионе, особенно в Афганистане и Пакистан.