Китай развивает взаимовыгодное сотрудничество с иностранными государствами в области обороны и безопасности. Одним из путей такого сотрудничества становится строительство баз на территории зарубежных государств для расширения присутствия в отдельных регионах. В отличие от США, КНР управляет своими базами за пределами страны не с помощью армии, а посредством полувоенного формирования — народной вооруженной полиции, именно она строит уже вторую базу в Таджикистане. В соответствии с документом, китайская сторона построит специальную базу в Ваханском ущелье, в Ишкашимском районе ГБАО рядом с афганской границей. Вдобавок Китай увеличивает свое влияние в сфере глобальной безопасности косвенными путями: например, берет в долгосрочную аренду порт в африканском Джибути или отправляет безвозмездную военную помощь островным государствам Океании.

“Есть одна цель, объединяющая и Москву, и Пекин, – не допустить американского влияния в регионе. Правда, у КНР есть и свои собственные интересы, далекие от интересов Кремля, – считает глава Центра изучения афганской политики Андрей Серенко. – Например, не допустить возможного усиления индийского присутствия в стране. В Таджикистане уже есть один индийский плацдарм (авиационная база Фархор, а по слухам – и не одна. И индийцы могли бы стать более активны в обозримой перспективе. Чего Китай и особенно его нынешний союзник Пакистан, конечно, не хотели бы”.

Отдельную опасность от Китая Вашингтон видит как раз в сфере технологий. На глобальном технологическом рынке Китай уже обгоняет США сразу в нескольких сферах — здесь и большие данные, и искусственный интеллект, и сети 5G. Еще 10 лет назад в Кремниевой долине видели в КНР подражателя или рынок сбыта, но теперь это сильный конкурент и источник опасности.