Вопрос: Как Вы оцениваете российско-афганские отношения спустя год после прихода к власти талибов? В каком направлении движется ситуация: к признанию новых властей, налаживанию и развитию отношений или к новой гражданской войне?

Ответ: На фоне транслируемого западными странами негатива о положении дел в Афганистане новый режим демонстрирует устойчивость и жизнеспособность. Однако по какому сценарию ситуация будет развиваться, зависит как от дальнейших практических шагов талибов, так и от действий внешних игроков.

Россия придерживается последовательной политики в выстраивании отношений с новым афганским правительством – с самого прихода к власти Движения талибов в августе прошлого года в диалоге с Кабулом отдаем приоритет развитию двусторонних связей, в первую очередь, торгово-экономических, культурно-образовательных и гуманитарных, без привязки к официальному признанию. Ожидаем от талибов соблюдения базовых правочеловеческих норм, при этом не навязывая афганцам собственные взгляды на обустройство общественной жизни.

Вопрос: Недавно состоялось 4-е заседание Московского формата консультаций по Афганистану. Спецпредставитель Президента России по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД России З.Н.Кабулов определил задачу встречи как «выработку общерегионального подхода» к афганской проблематике. Удалось ли участникам Московского формата выработать этот подход?

Ответ: В целом можно констатировать, что общерегиональный консенсус по афганской проблематике уже сложился, что вновь подтвердило 4-е заседание Московского формата 16 ноября 2022г. Характерно, что в этой встрече кроме наших традиционных союзников принимали участие представители арабских монархий и Турции, заинтересованных в афганском урегулировании.

В отличие от западников, которые занимаются откровенным шантажом, требуя от талибского правительства неукоснительного выполнения постоянно меняющихся требований в правочеловеческой сфере, совместно с нашими региональными партнерами предпринимаем усилия по возрождению мирного, самостоятельного, нейтрального и самодостаточного государства, свободного от терроризма и наркопреступности. Страны-участницы Московского формата солидарны в необходимости наращивания международным сообществом помощи народу Афганистана по постконфликтному восстановлению страны, разблокировки удерживаемых западниками афганских национальных резервов, а также побуждения США и их приспешников взять на себя основное финансовое бремя по реанимированию афганской экономики, что нашло отражение в Совместном заявлении по итогам Московской встречи.

Вопрос: С какими странами и как Россия сейчас взаимодействует с целью борьбы с террористической угрозой из Афганистана?

Ответ: Проблематика совместного противодействия терроризму, в том числе исходящему с афганской территории, является важным пунктом в повестке нашей работы с региональными игроками. Этот вопрос регулярно обсуждается в двусторонних контактах с Китаем, Индией, Ираном, Пакистаном, государствами Центральной Азии и другими нашими партнерами. На многосторонних площадках тема антитеррора прорабатывается в рамках ШОС, СНГ, ОДКБ, Московского формата консультаций и других механизмов. Инструменты взаимодействия включают в себя не только регулярную «сверку часов» и обмен опытом, но и содействие в обучении афганских кадров, которое, к слову, мы намерены продолжать.

В условиях сложной гуманитарной и экономической обстановки в Афганистане, в том числе из-за продолжающейся блокировки национальных авуаров западными странами, международные террористические организации стремятся укрепить свои позиции, а также заручиться поддержкой со стороны внешних сил, пытающихся дестабилизировать ситуацию во всем регионе. Тем не менее обстановка в Афганистане и окружающем регионе требует непосредственного присутствия России в этой стране, особенно в северных провинциях, где идет работа по расконсервации Генерального консульства Российской Федерации в Мазари-Шарифе.

Вопрос: Талибы уверяют, что в Афганистане установлена безопасность и что из Афганистана не исходит угроза для других стран. Как Вы оцениваете подобные заявления?

Ответ: Приветствуем намерения правительства Афганистана по искоренению терроризма и наркопроизводства, а также недопущению использования афганской территории против интересов третьих стран. Отмечаем практические шаги Кабула в этом направлении. Талибская администрация принимает меры по ликвидации боевиков ИГИЛ на севере и востоке страны, с апреля 2022г запретила культивацию опийного мака, а также производство, сбыт, транспортировку и контрабанду всех видов наркотических средств. Однако мы понимаем, что потенциал властей Афганистана ограничен из-за уже упомянутых незаконных рестрикций со стороны третьих стран.

Вопрос: МИД России опубликовал «Белую книгу» о военных преступлениях США и НАТО в Афганистане. Будет ли Россия предпринимать конкретные шаги и, если да, то какие, с целью привлечь виновных в гибели тысяч мирных афганцев к ответственности за совершенные преступления?

Ответ: Преступления военнослужащих США, Великобритании, ФРГ, Австралии и других стран против мирных афганцев во время двадцатилетней военной оккупации этой страны, конечно, не должны остаться безнаказанными. Подготовленная Министерством «Белая книга о фактах гибели гражданского населения Афганистана» основана на информации, собранной независимыми экспертами ООН и другими международными структурами. Ожидаем, что новые афганские власти возьмут ее за основу и дополнят новыми, до сих пор неизвестными международной общественности фактами. Совместными усилиями будем добиваться того, чтобы виновные понесли заслуженное наказание за содеянное, а родственники погибших и пострадавшие дождались справедливости.

(интервью от 30 декабря 2022 года)

https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1846292/?ysclid=le13sohslo200141558