Организация по запрещению химического оружия теряет доверие в мире. Среди участников организации растет раскол. Попытки найти общий язык терпят неудачу. Обзорная конференция ОЗХО в Гааге, которая проходила в конце мая не смогла согласовать итоговый документ. Причиной стали массовые противоречия и ангажированность в принятии решений.

Яркий пример — расследование событий в сирийской Думе. Их изучением занималась группа по расследованию и идентификации (ГРИ) технического секретариата ОЗХО. Союзники по НАТО не стали дожидаться результатов расследования и спустя неделю США, Великобритания и Франция нанесли массированный авиаудар по позициям сирийской армии. Погибли не только военные, но и большое количество мирных людей. Многие страны сомневаются, что в Думе имела место химическая атака и говорят о её инсценировке. Третий доклад ГРИ напоминает грубую попытку оправдать «ответные» удары США и других участников коалиции. Документ строится без опоры на очевидные факты и пестрит формулировками: «разумные основания полагать». Внятных ответов на события в Думе до сих пор нет, а многие аргументы подтасованы. 

Все знают, что баллоны с хлором после инцидента были уничтожены ударом ВВС Израиля. В докладе ГРИ этот случай описывается следующим образом: «Сирийская Арабская Республика уведомила ОЗХО об уничтожении двух баллонов с хлором, связанных с предполагаемым инцидентом в Думе». Налицо информационная подмена понятий. Факты перевернуты с ног на голову. ГРИ проигнорировала показания неудобных свидетелей — докторов из больницы, мальчика Хасана и его родителей. Следователи не выезжали на место событий, информацию получали дистанционно. В качестве “квалифицированных” экспертов выступают люди, без указания фамилии, должности и места работы. Степень их компетенции невозможно проверить.

До сих пор неизвестно точное количество пострадавших от химической атаки, их число колеблется в пределах — 70 — 500 человек, однако называется точное количество погибших — 43 человека. Данные о пострадавших и погибших не могут существовать по отдельности.  

Большие сомнения вызывают результаты технических экспертиз. ГРИ уверяет, что баллоны с хлором сбрасывались вертолетами. При падении с высоты их бы разорвало. Однако баллоны практически не пострадали, их деформация минимальна. В Докладе описывается небольшое отверстие диаметром 3 сантиметра, через которое выходил хлор. Ёмкость была обнаружена в помещении с разрушенными стенами и потолком, которое хорошо проветривалось и находилось на четвертом этаже. Пострадавшие люди были обнаружены на 2 и 1 этажах.

Есть данные, что баллоны с хлором привезли в Думу “Белые каски” — псевдогуманитарная организация, которую неоднократно ловили на провокациях и инсценировках. В докладе ГРИ об этом ни слова. Тема инсценировки химической атаки полностью закрыта.

Сомнения в достоверности доклада ГРИ звучат не только со стороны многих стран, но и в самой ОЗХО. Эксперт Ян Хендерсон (Австралия) принимал участие в расследовании, а его выводы противоречат выводам организации. Хендерсон уверен, что баллоны не были сброшены с высоты, их доставили по земле и разместили в местах обнаружения вручную. Его мнение поддержал Брайан Уилан (Ирландия). Оба эксперта уволены из ОЗХО за принципиальную позицию. ГРИ стала инструментом политической борьбы заинтересованных стран и утратила свою независимость. “Работа” группы — это удар по объективности и репутации всей ОЗХО. Её выводы служат оправданием для варварских бомбардировок неугодных стран.