Эксперт Алексей Фомин, в материале для «Eurasia Today» оценил насколько являются серьезными заявления со стороны афганских дипломатов за рубежом о непризнании правительства «Талибан» (организация запрещена в РФ). 

Пришедшие к власти в Афганистане сторонники движения «Талибан» (организация запрещена в РФ) не получили полной поддержки со стороны всех национальных и политических течений в стране. Значительная часть политических сил сформировала Национальный фронт сопротивления (НФС), который, с одной стороны ведет боевые действия в провинции Панджшер, а с другой активно ищет политической поддержки за рубежом и ведет политическую борьбу за пределами страны.

Одной из политических акций Сопротивления против правительства талибов можно назвать «дипломатический бунт» или «восстание посольств» прежней Исламской Республики Афганистан за границей. В начале сентября посол Афганистана в Республике Таджикистан Мохаммад Закир Агбар заявил, что ни одно из «67 афганских посольств в мире не признает режим талибов», а также назвал образованное талибами правительство «нелегитимным».

В то же время дипломатической представительство Афганистана в Индии выступило с аналогичным заявлением по поводу непризнания нового правительства движения «Талибан», назвав вновь сформированный кабинет «незаконным» и «нелегитимным».

При этом, заявление было напечатано на фирменном бланке Министерства иностранных дел Афганистана, но никем не подписано. По данным издания «India Today» аналогичное послание появилось и в соцсети «Твиттер» посольства Афганистана в Варшаве.

Оно же было опубликовано в этой же соцсети посольства Исламской Республики Афганистан в Москве. Но таких заявлений нет в подобных соцсетях афганских дипломатических представительств в США или Великобритании. Вопрос единодушия?…

Данный шаг посольств с политической точки зрения действительно кажется важным, поскольку именно эти учреждения являются связующим звеном между правительствами своей страны и зарубежным руководством, имеют значительные контакты в политических кругах стран пребывания и возможность определенного влияния на политику в отношении своего государства.

С другой стороны, возникает вопрос: возможно ли реально такое единодушие среди дипломатических представительств?

Ведь Пакистан, по сути, является союзником талибов, Китай демонстрирует благожелательность, Узбекистан – тоже не прочь наладить диалог.

В принципе, и другие страны согласны пересмотреть отношение к талибам, если те начнут выполнять свои обещания: искоренить террористические группировки у себя на территории, не допускать нестабильность в приграничных районах, снизить наркотрафик и т.д.

Можно предположить, что настроения царящие в стране пребывания не могут не повлиять на решимость дипломатических представительств Афганистана противостоять новым властям Кабула?

Так насколько реален «посольский бунт»?

Мы обратились к ряду посольств Афганистана, находящихся в разных странах для комментария сложившейся ситуации. Отметим, что в подавляющем большинстве случаев комментировать ситуацию нам отказались или комментариев не последовало.

В других случаях, как например в Посольстве Афганистана в Бишкеке, сообщили, что не дают развернутых комментариев без согласования с руководством, однако, признали, что на территории посольства правительство талибов считается нелегитимным.

С другой стороны, над внешнеполитическими ведомствами многих афганских диппредставительств развивается трехцветный флаг ИРА, а не белое знамя непризнанного Эмирата (например, в Нур-Султане, Москве, Бишкеке, Душанбе и др.), и это тоже определенный показатель.

Все же некоторые источники близкие к афганским дипломатическим кругам намекнули на следующие обстоятельства: в принципе, в дипломатических представительствах многие сотрудники заняли выжидательную позицию и ожидают указаний со стороны новой власти талибов.

По словам тех же источников, ситуация с «Талибаном» сейчас значительно отличается от аналогичной 20 лет назад. В тот момент правительство талибов вообще никто не намеревался признавать, а вот правительство «Северного альянса» под руководством Бурхануддина Раббани, напротив, было признано большинством стран мира.

Поэтому, посольства могли работать под его эгидой, финансируя сами себя за счет консульских сборов. Сегодня руководство Сопротивления, как альтернативного афганского правительства, признавать тоже никто не стремится.

Источники добавляют, что правительство талибов все же есть. Это власть в Афганистане и с ним разговаривают другие страны. Сложилась интересная ситуация. По международному законодательству, если посольства не признают свои правительства, то они должны покинуть страну пребывания. Но все сидят на своих местах. С другой стороны, пока менять трехцветный флаг Афганистана на белое знамя непризнанного Эмирата тоже никто пока не собирается.

Журналист из Афганистана Мохаммад Алиф Ансари помог нам получить эксклюзивный комментарий по вышеозначенной проблеме у главы Министерства информации и культуры правительства «Талибан» Муллы Хайруллы Хайрхаха.

Выражая свое мнениепо поводу выступления посла Афганистана в Душанбе, новоизбранный министр отметил, что  он сам был послом. «Я не знаю, на каком основании он (посол Афганистана в Душанбе – прим. ред.) сделал такое заявление», – заявил политик.

В отношении посольств Афганистана за рубежом Мулла Хайрулла Хайрхах указал, что «Исламский Эмират Афганистан (непризнанный другими государствами (прим.ред)) находится в контакте со всеми посольствами и в будущем решит, что им делать и что произойдет.

Накануне, исполняющий обязанности министра иностранных дел Афганистана Амир Хан Моттаки на своей первой пресс-конференции попросил афганских представителей за рубежом остаться на работе».

От себя Ансари добавил, что «безусловно, Кабул хочет иметь хорошие дипломатические отношения со всеми странами мира, особенно с соседями Афганистана и регионом».

В свою очередь, официальные лица непризнанного Исламского Эмирата призвали все страны мира признать данное государство и укрепить свои отношения с Афганистаном больше, чем раньше.

Таким образом, можно отметить некое колебание в рядах афганских посольств за рубежом. Ведь если они все были бы единодушны в стремлении не признать правительство талибов, то почему отказываются делать об этом открытые заявления и контактировать с прессой по данному вопросу?

Опять же мы говорим не о всех представительствах, а о тех, кто открыто не выступил против правительства ДТ. На официальных сайтах этих представительств тоже отсутствуют какие-либо заявления и если они есть, то только в твиттерах. Что же будет, если им придут указания от нового МИД Эмиратов или страны их пребывания захотят признать новое руководство Афганистана? Останутся ли он верны словам из заявления опубликованного на бланке прежнего МИД ИРА?… Вопрос пока открытый…

* Запрещены в России

Материал подготовил Алексей Фомин